Замечательный фотограф Бигпикчи Мария Плотникова побывала на Варваринском месторождении, где добывают золото и медь. Варваринское - это сразу несколько карьеров и обогатительная фабрика.
Месторождение принадлежит российской компании "Полиметалл" и находится на севере Казахстана всего в четырех километрах от границы. В прошлом году здесь добыли 3 тонны золота и 1,6 тысячи тонн меди. Маша Плотникова побывала в самом сердце золотодобычи, вашему вниманию фотоотчет с комментариями.
(Всего 26 фото)
Многие до сих пор думают, что добыча золота - это старатели, лоток для промывки и сверкающие самородки. Все не так. Золотодобыча сегодня - глубокие карьеры, исполинская техника и сложные технологии. А золото и вовсе нельзя увидеть невооруженным глазом, настолько глубоко оно спрятано в руде.
Северо-Восточный карьер Варваринского, один из действующих четырех, глубина - более 140 метров.
Карьерный самосвал Komatsu. Высота - пять метров, с поднятым кузовом - все десять, грузоподъемность - 91 тонна.
Вес только одной его шины - почти полторы тонны.
Красавец!
Буровой станок на Центральном карьере. С его помощью берут пробы, и по ним определяют, где ценная руда, содержащая драгоценный металл, а где пустая порода.
Операторы буровой установки.
Идет погрузка. Ценную руду везут на фабрику, пустую породу - в отвалы. За смену водители совершают десятки рейсов.
Кроме стандартных водительских прав, у водителя есть удостоверение, где сказано, что он управляет техникой определенной марки. Например, самосвалом Komatsu HD785-7, самосвалом Caterpillar 777D и т.д.
Вид из кабины экскаватора, который загружает самосвалы.
Водитель карьерного самосвала.
В карьере могут одновременно работать десятки единиц разной техники. По дорогам круглосуточно ходят поливальные машины. Их задача - борьба с пылью.
Жизнь в карьере не прекращается ни на минуту. Если передвигаетесь пешком, яркий жилет - обязательное условие. Без него могут и не заметить.
Варваринское находится в плоской, как стекло, степи. До ближайших крупных населенных пунктов далеко, поэтому работают здесь вахтовым методом. Для инженерно-технических работников построен коттеджный поселок. В каждом домике живут два человека.
Колеса фронтального погрузчика с цепями. И месторождение, и фабрика работают 365 дней в году при любой погоде. Цепи защищают колеса и улучшают сцепление с грунтом в дождь и гололед.
Фабрике на Варваринском чуть меньше 10 лет, она перерабатывает 4,2 млн тонн руды в год.
Из карьера ценная руда поступает на рудный двор. Отсюда по ленте конвейера, уже дробленная, она отправляется на фабрику.
В огромных мельницах, внутри которых металлические шары, руда перетирается в порошок. Прямо в барабане порошок насыщается специальными растворами и отправляется дальше.
Все процессы на фабрике проходят в закрытом режиме. Поэтому ограничимся лишь непривычными словами: сорбция, десорбция, электролитическое извлечение. По фабрике тем временем проводят экскурсию для местных журналистов.
С емкости для выщелачивания высотой с трехэтажный дом хорошо видно территорию.
За всеми процессами при извлечении золота следят в лаборатории. На снимке - экстракция (концентрирование) золота в изоамиловый спирт.
Кульминация всего происходящего на Варваринском - плавильное отделение (или просто плавилка). Здесь сырье фабрики загружают в печь и плавят при температуре более 1000 градусов.
На плавильщике специальный костюм, который защищает от повышенной температуры и теплового излучения. Нипочем даже брызги раскаленного металла.
После полутора часов кипения и периодического помешивания жидкое золото переливают в формы. В месяц здесь выливают 15-16 таких слитков. Вес каждого - около 20 кг.
Формы ставят на специальный стол и остужают сжатым воздухом. Затем золотой кирпич вынимают и снимают с него слой темного шлака. Финальный аккорд - клеймо, порядковый номер.
Конечный продукт Варваринского - слитки сплава Доре. Золота в нем около 90%, остальное - разные примеси. Отсюда слитки отправляются на сторонние аффинажные заводы, где из них и получают привычные нам "999".
Смотрите также - Русская добыча