Крайняя вершина Восхождение на пик К2

Чогори - самая рискованная в мире гора для восхождения, больше известная  под названием пик К2. В августе прошлого года казахстанские альпинисты Максут Жумаев и Василий Пивцов, после пяти попыток в течение нескольких лет, наконец, покорили вершину. Экспедиция длилась больше двух месяцев. Команда, в которой участвовали представители из Германии, Польши, Австрии и Аргентины, столкнулась со всеми трудностями опасного восхождения и пережила всевозможные непогодные условия. Vox Populi представляет дневник Максута Жумаева, который рассказывает, как это было.

(Всего 49 фото)

Источник: voxpopuli.kz

1. Экспедиция "К2" стартовала в Бишкеке. В восхождении на К2 должно было участвовать семь человек, но один альпинист из Штатов не смог к нам присоединиться из-за проблем с визой. В итоге наша команда состоит их шести человек - Василия Пивцова, Томми Хенрича из Аргентины, супругов Ральфа Дюймовец и Герлинды Кальтенбруннер из Австрии, видеоператора Дарека Залуски из Польши и меня, сержанта ЦСКА Максута Жумаева (на фото Ральф выбирает дыни, фото Герлинды Кальтенбруннер)

2. 17 июня. Проснулся в юрте в 6 утра, свежесть и бодрость! После завтрака перегруппировали экспедиционный груз с одной лишь целью - спрятать спутниковый терминал и телефон Thuraya, и самое важное - колбасу! Нам объяснили, что у китайской таможни острая непереносимость на продукты цивилизации

3. В город Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая мы приехали ближе к вечеру. Взойти на К2 можно либо из Пакистана, либо из Китая. Здесь путь к вершине нам указал сам "дедушка Мао"

4. 19 июня. Городские будни начались покупкой продуктов питания. "Еда" - это самая животрепещущая тема в экспедиции. Нас предупредили, что на киргизско-китайской границе, все продукты питания будут реквизированы в пользу "дела партии". Но мы на свой страх и риск провезли 40 банок тушенки из конины

5. Наш караван стартовал из поселка Илик, здесь местные жители, этнические казахи и киргизы, сдают в аренду верблюдов. Сервис этот очень дорогой, но они монополисты, так как вертолетная заброска для альпинистов в Китае запрещена, а найти сотню носильщиков возможности нет

6. День отправки каравана для всех местных жителей - великий праздник. Ведь они зарабатывают на одной экспедиции деньги на весь год вперед. На нашу экспедицию выделили 40 верблюдов и 10 погонщиков. Каждый верблюд берет 80-100 кг. Когда все грузы распределены, начинают их навьючивать

7. 24 июня. Утром было облачно, ветренно. В горном районе, через который мы шли к базовому лагерю, немало безымянных вершин, на которые не ступала нога человека. В облаках на вершине я высмотрел фигуру из камня похожую на молящегося ангела

8. 25 июня. В пустынной местности горного ущелья даже камни отражали свет, на термометре было +35 градусов. Кроме реки Шизгам, впереди караван ждала переправа через горную реку Чогори. Переправа была самой опасной, вода захлестывала верблюдов по самое брюхо. И камни, которые неслись под водой, гонимые течением, могли сбить их с ног. Но все обошлось, и мы благополучно добрались до базового лагеря

9. Здесь в оазисе среди пустынных ущелий в зарослях кустарника живет стадо куланов. С этими красивыми животными мы познакомились еще в 2007 году, когда совершали одну из попыток восхождения на К2. Мы поставили базовый лагерь на краю оазиса, а с другой стороны жили куланы

10. 1 июля. С первого дня прибытия в базовый лагерь все действия команды были нацелены на предстоящее восхождение. Одно дело установить лагерь, нужно еще дойти до горы. Специфика восхождения на К2 такая, что нужно преодолеть 20 километров по моренами и ледникам. Этот путь мы делим на три участка: из базового лагеря в передовой лагерь и затем в лагерь 1. Каждый выход к горе - это событие, мне регулярно приходилось отправлять на Родину информацию. В нашей команде только у двоих был опыт восхождения по выбранному маршруту. В 2007 году экспедиция завершила восхождение на высоте 8450 метров. Выше 4-го высотного лагеря маршрут представлял большую проблему. И эту "смертельнопасную" проблему нам предстояло разрешить (фото Пивцов В.)

11. Наш основной дом - ABC (передовой базовый лагерь, с англ. Advanced Base Camp). Здесь еще растет трава и цветы, но стоит пройти 100 метров и вы на безжизненном леднике. В лагере у каждого своя палатка, одна столовая, она же кают-компания, где собирается вся команда и проводит свободное время. Рядом с большой палаткой под тентом кухня, на которой творит кулинарные чудеса наш повар. Снег в передовом лагере выпадал, как правило, ночью, и каждое утро мы очищали палатки от снега. В хорошую погоду мы обрабатывали маршрут, а в плохую - отсиживались на базе. Но во всем своя прелесть. Когда непогода наверху - лавиноопасно и страшно за жизнь, когда внизу идет снег - ностальгия по зиме в самый разгар лета

12. Ральф и Герлинда постоянно передавали репортажи о ходе экспедиции

13. В лагере обстановка спартанская, за первую неделю мы разбили все три термоса. Чайник, кружки, ложки - все это не важно, главное - вершина

14. Дарек Залуски - наш высотный видеооператор. Родом из Варшавы (Польша). Нас связывает добрая, долгая дружба. Дарек по праву является одним из самым опытных высотных видеооператоров в мире. Снимать видео в горах - очень трудная и сложная работа. Показать снежный ураган, замерзшие на лютом морозе лица, передать всю красоту и глубину гор - не каждому по плечу

15. 5 июля. Первый день хорошей погоды. В 8:40 утра мы вышли из лагеря. Ральф с Герлиндой искали новый путь. Но так или иначе все тропы ведут к одному основному моренному коридору, который ведет к основанию Чогори

16. В нашей палатке всегда светло и просторно отметили Ральф с Герлиндой, которые пришли попить у нас чаю с лимоном и обсудить планы на завтра. Первый переход отнял много сил, поэтому после чая все быстро заснули (фото Дарек Залуски)

17. 06 июля. Выход на гору запланирован на 5:00 утра. Ральф Дюймович - муж Герлинды, первый представитель Германии, который выполнил программу 14 восьмитысячников. Он успешный бизнесмен, руководитель крупнейшей туристической компании Amical и просто хороший альпинист

18. Провешивание веревочных перил на лавиноопасном снежном склоне. Впереди работает Василий, на страховке Ральф. Забегая вперед, скажу, что именно на этом склоне в один из штурмовых дней на нас сошла лавина. Но мы выжили, удержавшись на веревочных перилах, которые провесили раньше. По тактике мы постоянно разделяли команду: первая тройка альпинистов обрабатывает маршрут, провешивает перила, вторая тройка альпинистов в это время совершает грузовые ходки, поднося под маршрут снаряжение, веревки, снежные страховочные колья, ледобуры, скальные крючья. Любая работа трудна и жизненно необходима

19. Палаточная жизнь проста и незамысловата. Одна большая кастрюля на четверых. Основная задача - восстановить водный баланс. За день альпинист теряет до 3 литров жидкости, в основном через дыхание. Вода нужна, чтобы кровь не загустела, а иначе повышается вероятность обморожения (фото Пивцов В.)

20. 07 июля. Подъем в 3 часа ночи. По плану взять максимум веревок и провесить их до 2-го лагеря. Сегодня выходим вшестером: первыми из лагеря входят Ральф и Герлинда, затем Василий и я, последними - Дарек и Томми

21. Вперед вышли топтать мы с Василием. Меняем друг друга через каждые 100-200 шагов. Выйти вперед просится Герлинда, мы ее вежливо просим поберечь силы и дать поработать нам. Все вместе возвращаемся в палатки 1-го лагеря после 6 вечера. Тяжелый рабочий день, который принес удовлетворение от проделанной работы. Нам удалось провесить веревки до высоты 6300 метров. Вечером после ужина Ральф сообщил, что завтра обещают снег и усиление ветра. Коллективно принимаем решение, что завтра все спускаются в Depo-camp, берем веревки и заносим их в 1-й лагерь для дальнейшей работы. После чего мы можем со спокойной совестью спускаться на отдых в АВС. В нашей палатке воцарилось спокойствие и умиротворение. Уставшие, мы проваливаемся в глубокий сон

22. 12 июля. В 6 утра все собрались на завтраке, где живо обсудили прогноз погоды, который обещает продолжительный просвет. После завтрака каждый получил по законной пайке жареного картофеля. Как сказал Ральф: "Картофель - это не только кладезь энергии, но и источник витамина С и минералов". По этому поводу с ним не поспоришь

23. 13 июля. В три часа ночи на моем телефоне сработал сигнал - пора вставать. Собираемся по очереди, затем зажигаем горелку и греем в кастрюле воду. На завтрак только кофе "3 в 1" и один шоколадный батончик на двоих (фото Пивцов В.)

24. Нам повезло, подход к скальному кулуару нам проложила лавина. По её следу мы дошли до начала перил и дальше по веревкам мы начали медленно подниматься. Герлинда работает впереди, идет мощно на двух шакалах (шакал - специально предназначен для прохождения крутого льда), выдергивая из под снега и льда веревку. Все остальные по перилам шаг за шагом, вымеряя вверх метры-сантиметры своими жумарами (жумар - приспособление для передвижения вверх по веревочным перилам). Я иду предпоследним, за мной только Томми, он идет без каски. Сверху постоянным потоком что-нибудь сыпется, то снег, то куски льда. Часто прилетает в каску, а Томми пытается увернуться от летящих сверху неприятностей. За моей спиной всё чаще и чаще слышатся ругательства и покрикивания. - Not more ice!, - кричит Томми, но его уже никто не слышит, все уже высоко впереди и начинают подъем на снежный гребень

25. 15 июля. Утром пошел снег, перед нами стояла дилемма: идти во 2-й лагерь с ночевкой или спускаться в передовой базовый лагерь на отдых. Решили дождаться двойки Дарек-Томми и совместно решить, что делать дальше. Для нашей четверки ночевка во 2-м лагере не помешала бы, но брала вверх общая усталость. Подошли Дарек и Томми, сбросив тяжелые рюкзаки, они всем своим видом показали, что до 2-го лагеря они сегодня не дойдут. Решение пришло само с собой, все идут вниз (фото Дарек З.)

26. 20 июля. Мы настраиваемся на трудную работу, борьбу с глубоким снегом на снежном гребне. Погода благоприятствует нам, облачность внизу. Иногда с ветром облачность поднимается, и тогда мы идем как в тумане. К обеду дошли до скал, а там и до лагеря рукой подать (фото Дарек З.)

27. 21 июля. Томми и Дарек тоже готовятся к выходу. Несмотря на плохую погоду, мы собираемся и забираем с собой палатку. Выходим наверх в 9 часу утра

28. Сверху с гребня ветер гонит маленькие лавины. Василий выдергивает из-под снега перила и мы медленно идем наверх. В послеобеденное время мы все-таки вышли ко 2-му лагерю. Здесь на широком снежном гребне снега выше колена, но до места лагеря осталось всего 100 метров

29. К приходу Ральфа с Герлиндой я успел приготовить кастрюлю зеленого чая с мёдом (фото Дарек З.)

30. (фото Пивцов В.)

31.

32. 23 июля. Герлинда была в 100 метрах от нас, как вдруг рядом ухнула лавина. По направлению движения лавины было понятно, что нас не зацепит, но ветер был в нашу сторону. И через 10 секунд нас накрыло облако снежной пыли. Страшно не было, а думать, что мы могли быть в радиусе лавинного конуса, не хотелось. Встали, отряхнулись от снега и стали ждать наших друзей (фото Дарек З.)

33. 25 июля. По прогнозу - шторм на горе будет хозяйничать неделю. Мы приняли решение уйти на отдых в нижний "китайский" базовый лагерь. Шансов выйти на гору в ближайшие дни нет. По нашим данным, скорость ветра увеличилась до 100 км/час. В такую погоду делать на горе нечего. Остается только спускаться в базовый лагерь на отдых (фото Пивцов В.)

34. 04 августа. Солнце осветило палатку в 7-м часу утра. В этот день мы работали весь день, и к пяти дошли до 3-го лагеря, могли бы и раньше, но глубокий снег замедлил наш темп движения. На закате устроили собрание и заодно справили день рождения Дарека. Мы как могли поздравили именинника, угостили мясом, а Василий выделил несколько миллиграмм спирта, который развел водой

35. 05 августа. 6 утра, вчера был день рождения Дарека, а сегодня моему сыну исполнилось 3 года. Пожелание сыну: "Так уж получилось, что когда ты родился, я месил снега пика Ленина на Памире. И в каждый твой день рождения твой папа в холодах, вдалеке от тебя. Но всем теплом своей любви к тебе, мой сын Исатай, я желаю тебе расти здоровым и нам на радость!" (фото Пивцов В.)

36. Объем работы, проделанный сегодня, давал хорошие шансы на следующий день провесить маршрут до 4-го лагеря. На конце перил были оставлены веревки и скальное снаряжение. Хороший задел был сделан, осталось только утвердить общий план действия на завтра. Решили идти в том же тяжелом стиле: все три палатки берем с собой, а также продукты, вещи и газ берем, есть вероятность, что появится окно хорошей погоды и, возможно, у нас будет шанс сделать попытку взойти на вершину (фото Дарек З.)

37. 06 августа. Томми решил идти вниз до базы и ждать нас там. Этот факт внес некоторые коррективы, мы с Василием берем к себе в палатку Дарека. На вес рюкзаков это не повлияло, а вот потесниться в палатке придется серьезно. Тропу со вчерашнего дня ветер не замел, поэтому идти было не трудно. Перед скальным гребнем мы нашли клубок старых перильных веревок. В 4 часа дня мы достигли места нижнего 4-го лагеря, на высоте примерно 7900 метров (фото Дарек З.)

38. 07 августа. Когда мы проснулись, шел снег. Во время снегопада нет смысла выходить наверх, намокнут пуховые куртки. Мы позвонили метеорологу Чарли, он обнадежил нас, что снег перестанет идти с наступлением ночи. Вскоре у нас начали заканчиваться продукты и газ

39. 08 августа. Погода отличная, плотная облачность у нас под ногами. На небе только яркое солнце, снег толстым слоем лежит на скалах. Мы посчитали, выпало порядком 40-50 см. Выше наших палаток старые перила все под снегом, направление движения трудно предположить. Лавиноопасно везде, даже на куполе палатки. В 9 утра выходим на обработку втроем, первым работает Василий, на страховке я и Герлинда подносим веревки. Самым опасным оказался траверс по снежному склону. Только Василий начал резать склон, как из-под него уходит снежная доска, но он удержался, резко вбив шакал в склон. Дальше шел аккуратнее (фото Дарек З.)

40. 20 августа. Сегодня весь день был сильный ветер, за 6 часов дошли до 3-го лагеря. Снега на гребне местами много. Борьба с ветром, который нес снег, отняла много сил. Все ок!

41. Для такого подъема у нас специальные ботинки "кошки", которые прочно укрепляются на ботинке альпиниста, чтобы преодолевать ледовый рельеф (фото Ральф Д.)

42. Еще одна проблема - на переходе из 1 во 2 лагерь, по кулуару текла талая вода, перильная веревка постоянно обледеневала и вмерзала в лёд (фото Ральф Д.)

43. От сильного ветра пришлось укрываться, мы сбились в кучу (фото Пивцов В.)

44. (фото Пивцов В.)

45. 21 августа. Проснулись в 4 утра, погода хорошая. Вышли в 6 часов в 4-й лагерь. Без ветра, без облаков, только солнце и местами глубокий снег (фото Пивцов В.)

46. 22 августа. Вчера вечером приняли трудное решение использовать этот день для отдыха и обработки маршрута. Мы провели очень холодную ночь на 8000 метрах (фото Пивцов В.)

47. 23 августа - хорошей погоды больше не будет и у нас последний шанс взойти на вершину. Откуда взялись силы я не знаю, но 12 часов нечеловеческих усилий, но мы смогли. В 7 часу вечера вся наша штурмовая группа взошла на вершину! (фото Пивцов В.)

48. Утром мы с Василием Пивцовым выдвинулись с места ночевки на высоте 8300 м в сторону 4-го лагеря. В 10:30 успешно добрались до него. Самочувствие у всех нормальное, планируем спуститься сегодня как можно ниже

49. Для Максута Жумаева, Василия Пивцова и Герлинды Кальтербруннер - это 14 -й восьмитысячник! Мы сделали это! Сейчас Казахстан на 1-м месте в мировом рейтинге, из 28 человек на планете, которые взошли на все 14 х 8000+, трое из Казахстана! И самое главное, все трое - Максут, Василий и Денис совершили все восхождения без применения кислородного оборудования! (фото Дарек З.)