Экспедиция The Spine of Russia - Хребет России металл и морошка

В сентябре 1703 года, в самый разгар Северной войны, в которой Россия и Швеция были противниками, Петр Великий приказал своему советнику князю Александру Меншикову построить завод для производства пушек и якорей для юного Балтийского флота. Казенный завод на берегу Онежского озера изначально назывался Шуйским, затем - Петровским. Около него образовалось поселение строителей и рабочих, называемое Петрозаводской слободой.

После смерти Петра городок пришел в упадок, и его фабрики опустели на полвека. В 1770-х Екатерине Великой потребовались пушки, чтобы воевать с Турцией. Она устроила новый оружейный завод и повелела основать город Петрозаводск.

Совершенно закономерно, что мы, зная эту историю, захотели встретиться с Вадимом Маркеловым. Он в лучших традициях своего города занимается литейным делом - но производит не пушки, а гантели.

(Всего 19 фото)

Нас очень заинтриговал его проект - установить силовые тренажеры на набережной в Петрозаводске. Не совсем такие, какие вы привыкли видеть в тренажерных залах. Этим махинам нипочем любое ненастье, они продуманы до последнего винтика - так, что ни вандалам, ни ворам с ними не справиться.

52-летний Вадим Маркелов производит "железо" с 1986 года. Его бизнес охватывает все стадии производства. "Мы закупаем воду, газ, металлолом и резину - вот и все, - говорит Маркелов. - Из этого изготавливаем весь ассортимент нашей продукции".

"Технологический парк, - продолжает он, показывая нам склад запчастей за производственной линией, которая примыкает к цеху гальванизации и ремонтному цеху, а потом еще одно помещение, где проводится сварка и окраска. - Если нам нужен какой-то хитрый болтик, нам проще сделать его самим, нежели найти поставщика". Эта политика приносит еще и неочевидные дивиденды: "Из-за того, что мы все делаем сами, у нас постоянно возникают новые идеи и концепции оригинальных изделий".

По подсчетам Маркелова, каждый месяц они производят около 300 тонн гантелей и 2000 силовых тренажеров. Среди покупателей числятся строительные фирмы, армия, тюрьмы, а также разнообразные заказчики из-за рубежа. Но основной рынок все же внутренний.

"Санкции хорошо повлияли на бизнес, подобный нашему, - объясняет Маркелов. - Они закрыли рынок для зарубежных товаров, и теперь у нас нет конкурентов. Если кризис продлится еще лет пять - это будет хорошо для нас".

После экскурсии по обширному производству Маркелова мы уединились в его кабинете. Пока заваривался чай, хозяин сходил на склад, соседствующий с офисом, и вернулся с трехлитровой банкой, полной сияющего золотом варенья. И не просто варенья, а домашнего морошкового, сваренного самим Маркеловым.

"Женщины не умеют варить варенье, - заявил он, гордо водружая здоровую емкость на стол для переговоров и наполняя литровую вазу янтарной массой. - Они переваривают его и валят в него слишком много сахара. Секрет в том, чтобы довести фрукты до кипения и снять с огня".

Мы попробовали чай с вареньем. Оно сохранило всю пикантность и свежесть морошки, не было чересчур сладким, чем обычно грешит домашнее варенье. Маленькие морошковые косточки хрустели у нас на зубах, и мы смаковали каждую ложку, запивая божественный нектар некрепким черным чаем.

Вдруг мы с Михаилом переглянулись, подумав об одном и том же. Мы сегодня не обедали, и литра варенья, что положил для нас в вазочку Маркелов, нам, похоже, будет мало.

Смотрите также - Экспедиция The Spine of Russia - "Хребет России": Мончегорск и Кировск