Когда в 1940 году в Варшаве было создано еврейское гетто, куда нацисты загнали 500 000 обреченных на ликвидацию евреев, польский народ в большинстве своем воспринял это равнодушно. Но не Ирена Сендлер.
Эта героической женщине удалось, рискуя собственной жизнью, вывезти из Варшавского гетто более двух с половиной тысяч еврейских детей и подарить им надежду на будущее. Спасенным детям Ирена давала новые имена, а списки с настоящими прятала в пустые бутылки и закапывала в саду, чтобы они не попали в руки к нацистам.
Недавно на российском рынке появилась книга Джека Майера "Храброе Сердце Ирены Сендлер", посвященная этой отважной женщине и ее подвигу, совершенному во время Холокоста в оккупированной нацистами Польше.
Сотрудница варшавского Управления здравоохранения Ирена Сендлер выхлопотала себе разрешение посещать гетто, чтобы проверять, не появляются ли там признаки тифа. Потрясенная увиденным, Ирена вступила в подпольную организацию "Жегота", которая помогала евреям. В то время начались депортации евреев в концлагеря. Понимая, что взрослых спасти уже невозможно, Ирена начала тайно выводить детей из гетто.
Уличная сценка с нищенствующими детьми. Варшавское гетто. Всем людям в возрасте старше 9 лет предписывалось носить на правом рукаве повязку со Звездой Давида. (Фото Хайнриха Йоста, предоставлено Еврейским историческим институтом имени Эмануэля Рингельблюма, Варшава, Польша.)
Стена гетто. Осень 1940. Длина трехметровой стены, покрытой в верхней части осколками битого стекла, составляла почти 18 километров. (Фото предоставлено Столичным государственным архивом, Варшава.)
Ноябрь 1940. Евреи в очереди на вход в гетто. Переселяемым в гетто евреям разрешалось взять с собой только то, что они могут унести на себе. (Фото предоставлено Еврейским историческим институтом имени Эмануэля Рин¬гельблюма, Варшава, Польша.)
Хлодна улица, отделяющая Большое гетто (население 300 ООО человек) от Малого гетто (население 100 ООО человек). Деревянный пешеходный мост позволял евреям переходить из одной части гетто в другую над "арийской" улицей и видеть "нормальную" жизнь оккупированного города. (Фото предоставлено Архивом Польской студии документальных фильмов.)
Нищие дети вытряхивают из своей одежды еду, которую они надеялись тайно пронести в гетто. После обыска они будут отправлены в расположенную на территории гетто тюрьму Генсиувка, где вероятнее всего погибнут от голода или инфекционных заболеваний. (Фото предоставлено Архивом Польской студии документальных фильмов.)
Ликвидация гетто (22 июля - 21 сентября 1942 года). Колонна евреев по пути на товарный двор железной дороги (Umschlsgplatz) в северном конце гетто. Охраняют колонну обреченных на смерть людей еврейские полицейские.
Во главе колонны - немецкий офицер СС. (Фото предоставлено Еврейским доисторическим институтом имени Эмануэля Рингельблюма, Варшава, Польша.)
Umscblagplatz. Небольшая площадка рядом с товарным двором железной дороги, вмещавшая до 10 ООО евреев, которым по 20 часов без пищи и воды приходилось ожидать погрузки в вагоны для перевозки скота для последую¬щей транспортировки в Треблинку. (Фото предоставлено Еврейским историческим институтом имени Эмануэля Рингельблюма, Варшава, Польша.)
Евреев загружают в поезд, направляющийся в лагерь смерти Треблинка.
Во время ликвидации гетто таким образом из Варшавы ежедневно вывозилось от 2000 до 13 500 людей. (Фото предоставлено Еврейским историческим институтом имени Эмануэля Рингельблюма, Варшава, Польша.)
Апрель 1943. Пасхальная ярмарка на примыкающей к стене гетто площади Красинских, открытая в первый день Восстания в гетто. Ребенок на качелях, находясь в верхней точке, может заглянуть за стену гетто, где в этот момент уже идут бои, и слышать звуки стрельбы. (Фото Яна Лиссовского, предоставлено Еврейским историческим институтом имени Эмануэля Рингелъблюма, Варшава, Польша.)
Провезти детей незамеченными через ворота гетто было невероятным риском и для Ирены и для необычного "груза". Если бы часовые обнаружили детей, то просто убили бы их на месте. Но не менее сложной задачей было найти убежище для вывезенных детей. Ирена Сендлер организовала подпольную сеть из семей, готовых предоставить спасенным приют и придумала тайный шифр: она оставляла в церкви записку "готова пожертвовать монастырю одежду", и к ней приезжали монахини, чтобы забрать детей.
Ирена Сендлер в молодости. Автор неизвестен
Ирена спасла 2500 детей. После войны кто-то остался жить в Польше, но многих вывезли в Израиль. Кто-то запомнил гетто на всю жизнь, а кто-то даже не знал, что он еврей.
Все они должны были погибнуть: от голода, тифа или в концлагерях. Они спаслись вопреки всему. И благодаря отважному сердцу Ирены Сендлер.
Ее героизм был вычеркнут из истории коммунистическим правительством Польши, и о ней забыли на 60 лет, пока три школьницы из Канзаса, США, не прочли статью об Ирене. Именно они написали и поставили пьесу "Жизнь в банке", посвященную Ирене Сендлер. Пьесу с восторгом встретили в Канзасе, потом на Среднем Западе, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Монреале, и, наконец, в Польше, где люди, узнав историю Ирены Сендлер, возвели ее в ранг национальной героини.
Когда Ирене исполнилось 97, она была номинирована на Нобелевскую премию Мира.
Фото предоставлено Норманом Конардом
Книга "Храброе сердце Ирены Сендлер" - не только возможность понять суть и значение для современного мира такой трагедии, как Холокост, это памятник великой женщине, посвятившей свою жизнь высокой цели спасения, казалось бы, потерянных жизней.